Семенова Татьяна Константиновна,
заместитель директора по УВР,
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1
города Похвистнево городского округа Похвистнево Самарской области
Тел.:8(84656)29100, доб.5
Кабанова Елена Алексеевна,
куратор реализации программы многофункционального наставничества,
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1
города Похвистнево городского округа Похвистнево Самарской области
Аннотация
Настоящая статья посвящена вопросам реализации целевой модели наставничества в школе как одной из форм профессионального и личностного роста молодых педагогов. В материале представлен опыт работы образовательной организации, включая подготовку условий, формирование наставнических пар и организацию их работы. Статья адресована педагогам, методистам, руководителям образовательных организаций, а также всем, кто интересуется вопросами организации наставничества в школе.
Ключевые слова: многофункциональное наставничество, наставник, наставляемый.
Ежегодно педагогический коллектив ГБОУ СОШ №1 города Похвистнево пополняется молодыми учителями. Для методического сопровождения молодых педагогов, поиска новых форм работы с молодыми кадрами, обеспечения их скорейшего профессионального роста в школе сложилось традиционное наставничество.
В 2023 году школе присвоен статус региональной стажировочной площадки по теме: «Профессиональный рост молодого педагога как условие повышения качества образования». Также образовательное учреждение является площадкой по организации дуального обучения по подготовке специалистов среднего звена. Педагоги школы являются наставниками обучающихся Губернского колледжа города Похвистнево по специальности «Преподавание в начальных классах», оказывают методическую помощь студентам колледжа при прохождении педагогической практики в школе.
Проблема становления молодых специалистов становится особенно актуальной в связи с реализацией ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога. Начинающим учителям необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя.
Анализ результатов мониторинга освоения обучающимися основной образовательной программы и самоанализ профессиональной деятельности молодых специалистов ГБОУ СОШ №1 города Похвистнево позволили выявить следующие профессиональные дефициты и затруднения педагогов:
1.Недостаточность теоретических знаний молодых педагогов об особенностях организации работы с детьми .
2.Недостаточное владение приемами, методами, технологиями обучения и воспитания обучающихся.
3.Неумение использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми основной образовательной программы.
4.Трудности в общении с учащимися, коллегами, родителями и т.д.
В связи с этим, возникла необходимость осуществления адресного подхода к педагогам, поиска новых форм работы с молодыми специалистами, обеспечения их скорейшего профессионального роста.
В соответствии с Распоряжением МО и НСО № 54 от 18.01.2021 года «О региональной программе многофункционального наставничества педагогических работников в общеобразовательных организациях Самарской области» в ГБОУ СОШ № 1 города Похвистнево организуется деятельность по реализации программы многофункционального наставничества[1].
Цель: создание системы методического сопровождения профессионального развития и роста педагогических работников и управленческих кадров, создания наиболее благоприятных условий для их успешной личной и профессиональной самореализации (как наставников, так и наставляемых).
Задачи:
- Адаптировать наставляемых к выполнению новых или более сложных трудовых функций, условиям осуществления трудовой деятельности;
- Организовать комплекс практических обучающих мероприятий для повышения уровня профессиональных знаний, умений и навыков педагогов;
- Развивать профессиональные компетенции учителей в процессе непосредственной практической деятельности;
- Обеспечить использование новых форм методической работы (горизонтального обучения) и технологий формального, неформального и информального обучения;
- Развивать у педагогических работников интерес к осуществляемой профессиональной деятельности;
- Формировать профессионально значимые качества личности;
- Обеспечить снижение текучести кадров в организации и мотивацию работников к установлению длительных трудовых отношений с работодателем, приобщение к корпоративной культуре;
- Организовать участие молодых специалистов в конкурсах, фестивалях, семинарах различного уровня.
Для реализации программы наставничества в ГБОУ СОШ №1 города Похвистнево разработаны локальные нормативные документы:
- Положение о программе многофункционального наставничества педагогических работников;
- Программа многофункционального наставничества ГБОУ СОШ №1 города Похвистнево;
- План мероприятий («дорожной карты») реализации программы многофункционального наставничества;
- Приказ о назначении кураторов реализации программы многофункционального наставничества в образовательной организации;
- Приказ о назначении наставников в образовательной организации;
- Положение об оплате труда и порядке установления доплат, надбавок и стимулирующих выплат работникам учреждения, учитывающих поощрение
наставников.
Модель многофункционального наставничества принята на заседании педагогического совета школы по теме: «Многофункциональное наставничество – эффективная форма горизонтального карьерного роста учителя».
Процесс реализации программы состоит из нескольких этапов, каждый из которых посвящен решению определенных задач развития профессиональной компетентности педагогов:
1 этап –организационный.
Задачи:
1.Провести диагностику и анализ профессиональных проблем (дефицитов) молодых специалистов;
2.Определить приоритетные направления в организации наставничества;
3.Обеспечить психолого-педагогические и научно-методические условия для реализации наставничества.
Мероприятия:
- Анкетирование наставников и наставляемых.
- Назначение наставников молодым специалистам.
- Разработка плана работы наставника.
- Подготовка методической литературы для развития профессиональных компетенций педагогов, презентаций, буклетов, методических заданий и рекомендаций.
5.Изучение нормативно-правовой документации, регулирующей образовательную деятельность.
- Ознакомление наставляемых со школьной документацией и др.
На организационном этапе результаты, полученные в процессе анализа диагностических материалов: анкеты «Самодиагностика по определению наличного уровня профессионально-личностного роста педагога», карты «Педагогические затруднения и дефициты», анкеты «Изучение затруднений педагогов на начальном этапе профессиональной карьеры» (С. В. Данилов, Л. П. Шустова, Т. В. Володина), анкеты для экспресс-диагностики профессиональных затруднений молодых педагогов (С. В. Данилов, Л. П. Шустова, Н. И. Кузнецова) – позволяют осуществить сбор дополнительной информации о профессиональных запросах и дефицитах молодых учителей, сформировать полное представление о затруднениях молодых педагогов в адаптационный период, выявить уровень профессиональной компетентности молодых специалистов[2].
Анализ полученных данных дает возможность сформировать пары наставников и наставляемых с учетом профессиональных интересов и потребностей педагогов, их психологической совместимости для создания благоприятного климата в наставнической паре и эффективности взаимодействия. Контактные данные наставников и наставляемых передаются куратору программы многофункционального наставничества. Таким образом, формируется база наставников и наставляемых («опытный педагог – молодой специалист»), в том числе в системе АИС «Кадры в образовании».
Формирование наставнических пар закрепляется приказом директора о назначении наставников в образовательной организации. Также на данном этапе наставники и наставляемые планируют и обсуждают основные формы дальнейшего сотрудничества, происходит ознакомление со школьной документацией, методической литературой, способствующей развитию профессиональных компетенций молодых педагогов.
2 этап- деятельностный.
Задачи:
1.Обеспечить реализацию плана-графика методических мероприятий;
2.Обеспечить рост профессиональной компетентности педагогов посредством проведения комплекса обучающих мероприятий;
3.Закрепить на практике профессиональные знания и умения молодых специалистов.
На втором этапе организуется комплекс обучающих мероприятий для формирования практических умений молодых специалистов.
Мероприятия:
I Теоретические занятия и консультации:
1.Ведение школьной документации.
2.Постановка целей и задач урока.
3.Составление рабочих программ, тематического планирования.
4.Самоанализ урока.
5.Методические требования к современному уроку.
6.Самообразование учителя.
7.Рефлексия собственной деятельности.
8.Ошибки начинающего педагога.
9.Построение диалога: «учитель- родитель»; «учитель-ученик».
10.Система оценки учебных достижений обучающихся.
11.Полезные сайты.
II Практические занятия:
1.Методические разработки уроков, внеклассных мероприятий, занятий внеурочной деятельности.
2.Взаимопосещение уроков с последующим анализом.
3.Решение педагогических ситуаций (на основе алгоритма решения педагогической ситуации) [3].
- Мастер-классы опытных педагогов по теме:
-«Одаренные дети. Технология работы и социально-педагогическое сопровождение»;
-«Развитие креативного мышления обучающихся на занятиях внеурочной деятельности»;
-«Использование печатных и электронных учебных пособий по развитию функциональной грамотности как одно из условий формирования метапредметных результатов обучающихся» и др.
5.Тренинги по преодолению конфликтов, барьеров в педагогическом общении [4], поведению учителя в общении с обучающимися и др. [5]
6.Выбор методической темы по самообразованию, в том числе с использованием возможностей и ресурсов сайта «Единое содержание общего
образования» ( edsoo.ru)
7.Организация участия педагогов в конкурсах, семинарах и научно-практических конференциях по изучению передового педагогического опыта различного уровня:
-школьный семинар: «Технологии развития функциональной грамотности в урочной и внеурочной деятельности» (видеопросмотр и анализ занятия внеурочной деятельности);
– школьный конкурс «Молодой учитель»;
– школьный конкурс «Мой лучший урок/внеурочное занятие»;
-окружной семинар: «Как правильно обобщить и представить опыт работы»;
-окружной цикл методических мероприятий: «Неделя успеха молодого педагога»;
– окружные Педагогические чтения молодых педагогов и др.
Наставниками разрабатываются планы наставничества с индивидуальным маршрутом наставляемого, в которых определяются формы взаимодействия наставника и наставляемого.
В основе разработанных дорожных карт молодых педагогов лежит принцип постепенного поэтапного увеличения нагрузки в освоении должностных обязанностей и определенного уровня профессиональных компетенций и следующее содержание:
– освоение содержания ФГОС по предмету;
– изучение наставляемым требований стандарта к вопросам воспитания;
– анализ типов и структуры уроков в соответствии с их классификацией;
– освоение молодым педагогом эффективных образовательных технологий и методик воспитания;
-изучение требований к составлению документации, разработке модифицированной программы внеурочной деятельности и др.
3 этап – обобщающий.
Задачи:
- Провести диагностику и анализ результатов наставничества, соотношение их с поставленными целью и задачами;
2.Обобщить опыт наставнической деятельности;
3.Принять участие в распространении опыта работы на различных уровнях.
Мероприятия:
1.Нетрадиционные формы уроков.
2.Разработка и презентация моделей уроков и внеурочных занятий.
3.Участие наставников и наставляемых в семинарах, конкурсах, фестивалях.
- Создание портфолио достижений молодого специалиста.
На третьем этапе проводится качественная и количественная обработка полученных результатов, анализируются и обобщаются результаты деятельности методической службы, наставников и молодых специалистов.
Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
- оценка качества процесса реализации программы наставничества;
- оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов[6].
Задачи мониторинга:
– сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);
– контроль хода программы наставничества;
– описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого;
– определение условий эффективной программы наставничества;
– оформление результатов.
По результатам отслеживания динамики роста горизонтальной профессиональной карьеры определяются следующие показатели:
– доля молодых педагогов, принявших участие в деятельности ШМО;
– доля молодых специалистов, прошедших курсы повышения квалификации;
– доля молодых педагогов, принявших участие в конкурсных мероприятиях различного уровня;
– доля молодых педагогов, участвующих в распространении опыта своей работы и др.
Основываясь на результатах данного этапа, можно выдвинуть предположение о наличии положительной динамики влияния программы наставничества на повышение активности и заинтересованности участников в образовательной и профессиональной деятельности, снижении уровня тревожности в коллективе, а также о наиболее рациональной и эффективной стратегии дальнейшего формирования пар «наставник-наставляемый». По результатам опроса в рамках первого этапа мониторинга выполняется SWOT – анализ реализуемой программы наставничества [1].
В конце учебного года подводятся итоги реализации программы многофункционального наставничества, и на сайте школы, в разделе «Наставничество», а также в системе АИС «Кадры в образовании» размещаются кейсы/отзывы «Наставник-наставляемый», в которых прописаны результаты реализации программы наставничества, лучшие практики наставников.
Программа наставничества реализуется через различные формы профессиональных объединений педагогов: педагогический совет, методическое объединение, творческая группа, проблемные группы, которые показали высокую эффективность в решении поставленных методических проблем.
Среди рисков реализации программы наставничества можно назвать следующие:
1.Отсутствие у ряда педагогов восприятия наставничества как механизма профессионального роста педагогов.
2.Высокая педагогическая нагрузка наставников и наставляемых.
3.Низкая мотивация наставников, недостаточно высокое качество наставнической деятельности и формализм в выполнении их функций.
В учреждении разработаны механизмы мотивации и поощрения наставников:
– благодарственные письма;
-предоставление наставникам возможности принимать участие в формировании предложений, касающихся развития организации;
– представление к государственным и ведомственным наградам;
– получение дополнительных дней к отпуску;
– материальное поощрение (выплаты стимулирующего характера, доплаты, установленные локальными нормативными актами организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации) и др.
Среди молодых педагогов ГБОУ СОШ №1 города Похвистнево имеются участники, призеры и победители конкурсных мероприятий, фестивалей различных уровней: окружного и зонального этапов конкурса профессионального мастерства «Учитель года», марафона открытых уроков молодых учителей Северо-Восточного образовательного округа, регионального конкурса «Молодой учитель», межрегионального «Фестиваля методических идей молодых педагогов».
Педагоги-наставники также делятся своими знаниями, практическими методами и приемами, результатами своей работы с педагогическим сообществом, оказывают консультативную помощь обучающимся ГБПОУ «Губернский колледж города Похвистнево» при прохождении педагогической практики в школе. Наставники принимают активное участие в мероприятиях различного уровня: окружном семинаре – стажировке «Лучшие практики по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся и профориентационной работе», заседаниях Единого методического дня Северо-Восточного образовательного округа, региональном конкурсе по определению лучшего наставника среди наставников предприятий/организаций, участвующих в реализации в Самарской области дуальной системы подготовки рабочих кадров, окружном и региональном конкурсах «Наставник в системе образования Самарской области», региональном конкурсе «Призвание –учить!».
Итак, большинство молодых педагогов школы успешно адаптируются в педагогическом коллективе, чему соответствуют следующие показатели: конкурсное движение, методическая деятельность (проведение открытых занятий, мастер-классов и т.д.), распространение опыта работы. Разработанные методические материалы для наставника и наставляемых обеспечивают не только реализацию педагогами модели наставничества «опытный педагог-молодой специалист», но и позволяют повысить качество образовательного процесса за счет обобщения профессионального опыта учителей.
Список литературы:
- Положение о региональной программе многофункционального наставничества педагогических работников в общеобразовательных организациях Самарской области (Распоряжение министерства образования и науки Самарской области №54-р от 18.01.2021).
- Диагностика особенностей адаптации, деятельности и профессионально-личностных затруднений молодого педагога: Сборник диагностических методик. Серия «Библиотека молодого педагога» / Авторы-составители: Данилов С. В., Шустова Л. П., Кузнецова Н. И. Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2018. 98 с. [Электронный вариант]. URL: https://www.ulspu.ru/upload/img/medialibrary/66a/1_sbornik-diagnosticheskikh-metodik.pdf .
- Сборник ситуационных педагогических задач / сост. Т.А Наумова, Е.В Мухачёва., А.Е Причинин. Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2020. 68 с.
- Буслаева М.Ю. Тренинг педагогического общения. Учебно-методическое пособие. Челябинск: «Титул», 2021. 104 с.
- Тренинг педагогического общения: учебно-методическое пособие / сост. О.В. Бубела, Е.В. Михеева. Тирасполь, 2009. 64 с. [Электронный вариант]. URL: http://pedagog.spsu.ru/images/stories/Files/trening.pdf
- Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».